Заказ
Корзина пуста

Задать вопрос

  • id
  • date time
    calendar

Статьи

ОБЩИЕ И ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ ЗИЛ 5301

Производство автомобилей ЗИЛ-5301 начато акционерным обществом «Московский автозавод им. И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ) в 1995 г. За про­шедшие годы автозавод организовал производство около 35 модификаций на базе этого автомобиля.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ ЗИЛ 5301

     Автомобили ЗИЛ-5301 предназначены для пе­ревозки различных грузов по любым автомобиль­ным дорогам с твердым покрытием, а также для переоборудования в автомобили специализирован­ного назначения и монтажа оборудования.

     Автомобили предназначены для эксплуатации без прицепа.

     Автомобиль изготовлен в исполнении У по ГОСТ 15150 и рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающей среды от плюс 40 до минус 40° С, относительной влажности воздуха до 80% при 20° С, запыленности воздуха до 0,1 г/м3.

     На базе автомобиля ЗИЛ-5301 выпускаются более 35 модификаций. Сведения об основных из них приведены ниже. Габаритные размеры даны на рис. 1-1,..1-5.

Автомобиль ЗИЛ-5301АО (5301-0000014) - с бортовой платформой и базой 3650 мм, предна­значенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль ЗИЛ-5301ВА (5301-0000020-06) - с термокузовом, оборудованный удлиненной двухме-

стной кабиной с двумя спальными местами, пред­назначенный для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль ЗИЛ-5301ТО (5301-0000017) - с бортовой платформой и базой 4250 мм, оборудо­ванный четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенный для обслуживания ремонтно-технологических служб.

Автомобильное шасси ЗИЛ-5301БО (5301-0001014) — с базой 3650 мм, предназначенное для дооборудо­вания специальным кузовом или установкой.

Автгмобшьное шасси ЗИЛ-5301ЮО (5301-0001020) с -базой 4250 мм, оборудованное удлиненной двух­местной кабиной с двумя спальными местами, предназначенное для дооборудования специаль­ным кузовом или установкой.

Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ЕО (5301-0001015) — с базой 4250 мм, предназначенное для дооборудо­вания специальным кузовом или установкой.

Автомобильное шасси ЗИЛ-5301ГА (5301-0001017) — с базой 4250 мм, оборудованное четырехдверной двухрядной кабиной и предназначенное для до­оборудования специальным кузовом или установ­кой.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ

Наименование

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

АО

BA

ТО

БО

ЕО

ГА

ЮО

Масса перевозимого груза, кг

3000

2350

2675

шасси

шасси

шасси

шасси

Масса снаряженного автомобиля (шасси), кг

3725

4425

4035

2955

3000

3200

3050

Полная масса автомобиля, кг:

6950

6950

6950

6950

6950

6950

6950

Максимально допустимые нагрузки, Н

 

 

 

 

 

 

 

на передний мост

23500

23500

23500

23500

23500

23500

23500

на задний мост

49000

49000

49000

49000

49000

49000

49000

База автомобиля, мм

3650

4250

4250

3650

4250

4250

4250

Внутренние размеры платформы (фурго-

 

 

 

 

 

 

 

на), мм:

 

 

 

 

 

 

 

высота

450

2100

450

ширина

2215

2100

2215

длина

3750

4307

3750

Колея задних колес, мм:

1690

1690

1690

1690

1690

1690

1690

Колея передних колес, мм

1820

1820

1820

1820

1820

1820

1820

Угол свеса, град:

 

 

 

 

 

 

 

передний

33

33

33

33

33

33

33

задний

12

12

12

12

12

12

12

Дорожный просвет при полной массе, мм

170

170

170

170

170

170

170

Радиус поворота по оси следа переднего

 

 

 

 

 

 

 

внешнего (относительно центра поворота)

7,0

7,8

7,8

7,0

7,8

7,8

7,8

колеса автомобиля, м, не более

Внешний габаритный радиус поворота по

 

 

 

 

 

 

 

крайней внешней точке бампера, наиболее

 

 

 

 

 

 

 

удаленной от центра поворота автомобиля,

 

 

 

7,5

8,3

8,3

8,3

м, не более

7,5

8,3

8,3

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Наименование

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301

АО

ВА

ТО

БО

ЕО

ГА

ЮО

Максимальная скорость движения на выс-

 

 

 

 

 

 

 

шей передаче на горизонтальном прямом

 

 

 

 

 

 

 

участке сухого асфальтированного шоссе

 

 

 

 

 

 

 

при полной массе, км/ч, не менее:

95

95

95

95

95

95

95

Минимально устойчивая скорость движе-

 

 

 

 

 

 

 

ния на низшей передаче в коробке пере-

 

 

 

 

 

 

 

дач, км/ч:

5

5

5

5

5

5

5

Путь   свободного качения со   скорости

 

 

 

 

 

 

 

50 км/ч, м, не менее

600

600

600

600

600

600

600

Время     разгона   с   места     до   скорости

 

 

 

 

4 30

 

 

60 км/ч, с, не более

30

30

30

30

30

30

Контрольный расход топлива на 100 км

 

 

 

 

 

 

 

пути при движении с полной массой и

 

 

 

 

 

 

 

скоростью 60 км/ч, л, не более:

12

12

12

12

12

12

12

Контрольный расход топлива на 100 км

 

 

 

 

 

 

 

пути при движении по городскому ездово-

 

 

 

 

 

 

 

му циклу, л, не более:

16

16

16

16

16

16

16

Запас хода по расходу топлива при движе-

 

 

 

 

 

 

 

нии с установившейся скоростью 60 км/ч

 

 

 

 

 

 

 

автомобиля, км, не менее

1000

1000

1000

1000

1000

1000

1000

 

 

 

МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

Буквы XTZв начале идентификационного но­мера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе: X — географическую зону страны; Т — страну; Z— завод-изготовитель. Шесть последующих цифр обозначают модель ав­томобиля. Во второй строке (всего 8 знаков) циф­ры обозначают порядковый номер автомобиля (шасси), а начальная буква латинского алфавита — год выпуска (Т — 1996; V- 1997; W- 1998; X— 1999). В третьей строке выбито наименование модели двигателя. Знак «+» в первой и третьей строках обозначает окончание строки, ставится в том случае, когда количество знаков в строке меньше 8. Кроме того наносится дублирующая маркировка на вертикальной полке лонжерона ра­мы справа за задним колесом. Там выбивается без пробелов в строчку 14 знаков — модель автомоби­ля, код года выпуска, порядковый номер автомо­биля (шасси). В начале и конце строки ставится ограничивающий знак «+».

Место таблички, устанавливаемой на двига­тель ММЗ Д-245.12, показано на рис. 1-6. В слу­чае установки двигателя другой модели располо­жение таблички указывается в инструкции на двигатель.

Модель, номер автомобиля (шасси) и модель двигателя указаны в сводной табличке заводских данных (рис. 1-7), установленной на правом по­роге кабины.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

При организации и проведении работ по теку­щему ремонту автомобилей необходимо руково­дствоваться требованиями «Правил техники безо­пасности для предприятий автомобильного транспорта», соблюдение которых обязательно для всех рабочих, служащих, техников и инженеров АТП.

Кроме этого на предприятии должны выпол­няться требования правил Государственного пожар­ного надзора и местной пожарной охраны, направ­ленные на укрепление пожарной безопасности.

 

Текущий ремонт агрегатов и узлов должен вы­полняться в помещениях, специально оборудован­ных для этих работ соответствующим оборудова­нием и приспособлениями.

При разборке агрегатов на детали необходимо пользоваться съемниками и приспособлениями, облегчающими труд рабочих и обеспечивающими безопасность работ.

Стенды для монтажно-демонтажных работ должны использоваться по своему назначению. Устройства для закрепления агрегатов должны ис­ключать возможность смещения или падения аг­регатов. Инструменты и приспособления должны быть исправны.

  

               Подъемно-транспортные устройства, приме­няемые при проведении ремонтных работ,

долж­ны пройти контроль и быть аттестованы соответ­ствующими органами по надзору за техникой безопасности.

 

К работе по ремонту агрегатов и узлов допус­каются лица после прохождения инструктажа по технике безопасности и обучения безопасным приемам труда на специальных занятиях, органи­зуемых администрацией предприятия. На рабочих местах должны быть вывешены правила техники безопасности, а также плакаты, пропагандирующие правильные приемы работы. В случае необходимо­сти работающие в цехе обеспечиваются индивиду­альными средствами защиты. В цехах должны быть аптечки, укомплектованные медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.

Стационарное оборудование должно быть уста­новлено на фундаменты и надежно закреплено к нему болтами. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования должны быть надежно заземлены.

 

 

 

Соблюдение всех требований «Правил» позво­лит выполнить работы по ремонту агрегатов и ис­ключить случаи травматизма.

Подготовка к работе. При выполнении работ по текущему ремонту агрегатов и узлов в агрегат­ном, топливной аппаратуры и электротехниче­ском цехах исполнители должны иметь следую­щие специальности: слесарь по ремонту автомо­билей, слесарь по ремонту топливной аппаратуры автомобилей, слесарь по ремонту электрооборудо­вания автомобилей.

Помещения указанных цехов должны соответ­ствовать требованиям следующих документов:

— «Общесоюзные нормы технологического про­ектирования предприятий автомобильного транспор­та (ОНТП-01-86)»-Минавтотранс РСФСР, 1986.

— «Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования» — Минавтотранс РСФСР, 1984;

— «Ведомственные строительные нормы пред­приятий по обслуживанию автомобилей (Вен-01-89)» - Минавтотранс РСФСР.

Порядок проведения работ. Порядок проведе­ния работ по текущему ремонту агрегатов изло­жен в данном Руководстве по главам, где приве­дены последовательность проводимых работ, обо­рудование и инструмент, технические условия на выполнение работ.

Для качественного выполнения работ по ремон­ту агрегатов автомобиля ЗИЛ-5301 необходимо ис­пользовать специализированный инструмент, разра­ботанный АМО ЗИЛ. Конструкция и модели спе­цинструмента представлены в данном Руководстве.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ 5301

Для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии необходимо производить профилактические технические обслуживания.

Завод устанавливает следующие виды и пе­риодичность технического обслуживания:

— ежедневное обслуживание — ЕО;

— после первой тысячи км пробега — ТО-1000;

— через каждые 4000 км пробега — ТО-1;

— через каждые 16000 км пробега — ТО-2;

— сезонное обслуживание при значительном сезонном изменении температур окружающего воздуха.

Допускаемое отклонение пробега при обслу­живании «ТО-1000» — ±100 км, при остальных видах ТО — ±500 км.

Некоторые операции ТО проводятся реже ука­занной периодичности. Для них в картах опера­ций приведены свои периодичности, кратные ос­новным. Например, операции 2ТО-1 проводятся через каждые 8000 км пробега, а 4ТО-2 — через каждые 64 000 км и т. д.

Периодичность технического обслуживания корректируется в зависимости от условий эксплуа­тации автомобилей в соответствии с табл. 2-1.

 

Таблица 2-1

Категория условий эксплуата­ции

Условия работы автомобиля

Коэффициент корректирования периодичности ТО

1

1. Автомобильные дороги I___III технических категорий за пределами пригородной зоны

на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытия.

1,0

II

1. Автомобильные дороги I___III технических категорий за пределами пригородной зоны

в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.

2. Автомобильные дороги I___III технических категорий за пределами пригородной зоны

(во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.

3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зо­ны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гори­стого и горного

0,9

III

1. Автомобильные дороги I...IIIтехнических категорий за пределами пригородной зо­ны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.

2. Автомобильные дороги I___III технических категорий за пределами пригородной зоны

(горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне

0,8

III

(во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей. 3: Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зо­ны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и ули­цы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и гор­ного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия.

4. Автомобильные дороги III...Vтехнических категорий за пределами пригородной зоны, ав­томобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покры­тия из фунтов, обработанных вяжущими материалами.

5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованными покрытиями.

6. Зимники

0,8

IV

1. Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покры­тия из булыжного и колотого камня и из фунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами.

2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригоррдной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная мест­ность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие.

3. Лесовозные и лесохозяйственные фунтовые дороги, находящиеся в исправном состоя­нии.

0,7

Категория условий эксплуата­ции

Условия работы автомобиля

Коэффициент корректирования периодичности ТО

V

1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т.п. в периоды, когда там возможно движение

0,6

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ (ТО-1000)

Выполнить следующие работы:

I. Проверить и при необходимости подтянуть крепления:

— передних и задних опор двигателя;

— головки блока цилиндров двигателя;

— деталей привода управления подачей топ­лива и привода останова двигателя;

— топливного бака;

— глушителя, выпускного газопровода и тру­бы глушителя;

— радиатора и его рамки;

— картера сцепления;

— пневмогидравлического усилителя сцепле­ния;

— коробки передач;

— стакана подшипников ведущей шестерни главной передачи к картеру заднего моста;

— гайки клина стопорения шкворня;

— амортизаторов;

— пальцев нижнего крепления амортизаторов передней оси;

— передних и задних рессор;

— стабилизаторов поперечной устойчивости;

— колес;

— рулевого механизма; рулевой сошки; ру­левых тяг и поворотных рычагов; рулевой ко-

лонки; контргайки регулировочного винта сош­ки;

— клиньев карданного вала рулевого управле­ния; болта клеммового соединения пальца сошки; хомутов рулевой тяги;

— тормозного крана и других пневматических приборов;

— кабины, грузовой платформы;

— брызговиков, бокового ограждения и про-тивоподкатного бруса.

2. Проверить и, если требуется, отрегулиро­вать:

— тепловые зазоры в механизме газораспре­деления (после подтяжки креплений головки бло­ка цилиндров двигателя);

— натяжение приводных ремней;

— величину зазоров в подшипниках ступиц передних колес.

3. Заменить масло в двигателе, очистить цен­тробежный масляный фильтр.

4. Смазать:

— шкворни поворотных кулаков, шарниры рулевых тяг, вилку выключения сцепления и на­вески дверей кабины.

5. Проверить:

— действие ручного останова двигателя;

— герметичность привода сцепления, тормо­зов, рулевого усилителя, коробки передрч и зад­него моста.